Торговая площадка   Каталог компаний   Аналитика   Технологии и оборудование   Инвестиционные проекты 
Журнал "Срециальная техника и оборудование" Подписка на издание | Регистрация на сайте | Анекдоты о бизнесе

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 92
Пользователей: 154

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости

Верховный Суд разобрался во взятках

Пленум ВС решил, что взяткой следует считать не только деньги и имущество, но и услуги. Например, ремонт жилья или строительство дачи. Причем преступление считается завершенным, если получена хотя бы часть взятки.

Пленум Верховного Суда РФ был посвящен рассмотрению дел о взятничестве и других коррупционных преступлениях, пишет газета «КоммерсантЪ». Участники пленума обсудили проект постановления, подготовленный еще в апреле. В документ вошли предложения, которые могут оказать серьезное влияние на дальнейшее рассмотрение судами уголовных дел по коррупционным статьям Уголовного кодекса РФ.

В частности, судьи решили, что следует считать взяткой:

Участники пленума предложили считать предметом взяточничества — помимо денег, ценных бумаг и иного имущества — также услуги "имущественного характера". Под этим понятием подразумевается, в частности, "освобождение от уплаты долга, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, строительство дачи или передача во временное личное пользование автотранспорта". При этом преступление нужно считать оконченным, если должностное лицо получило хотя бы часть взятки и даже не успело ею воспользоваться.

В проекте также отмечается, что судам следует считать взяткой лишь получение денег или услуг за действия, связанные с осуществлением полномочий представителя власти, организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Так, если главный врач лечебного учреждения, не прибегая к административному ресурсу, лично проведет диагностирование больного либо сам, без привлечения подчиненных, проведет с пациентом какие-либо лечебные мероприятия, за которые получит денежное вознаграждение, то это не следует квалифицировать как взятку.

Дискуссию на пленуме вызвал вопрос о том, следует ли считать взяткой так называемую спонсорскую помощь муниципальному образованию для осуществления его деятельности в обмен на налоговые или иные преференции коммерческим организациям. Большинство участников пленума согласились считать это не взяткой, а "превышением должностных полномочий" либо "злоупотреблением полномочиями".

Как сообщило издание, отдельно участники пленума обсудили вопрос об "откатах" чиновникам при заключении и оплате контрактов с коммерческими организациями:

В проекте постановления пленума говорится, что вознаграждение за предоставление контракта, стоимость оказанных услуг в котором была выше среднерыночных, следует квалифицировать как растрату и получение взятки. Если же вознаграждение было получено за контракт, стоимость услуг или работ по которому не превышает среднерыночных, то действия чиновника однозначно должны квалифицироваться как взятка.

Если чиновник взял деньги, но не исполнил обещанного, хотя имел к тому все возможности в силу занимаемого положения, преступление следует квалифицировать как взятку, а не мошенничество. Если же должностное лицо взяло деньги, но не имело возможности исполнить обещанное, то, говорится в проекте постановления, имело место мошенничество.

В то же время чиновника нельзя будет наказать, если на получение взятки его намеренно провоцировали сотрудники правоохранительных органов, выступая в роли подстрекателей.

Как мы писали ранее, обсуждение проекта постановление проходило в апреле этого года на конференции "Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности". Тогда эксперты также пришли к выводу, что взяткой, пусть и завуалированной, также следует считать "написание диссертации или оплаты должностному лицу услуг проститутки"

Проект разрабатывался в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на 2012–2013 годы.

Отметим, что основные принципы противодействия коррупции определяет Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Документ, в частности, устанавливает обязанность граждан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Ограничения и запреты, налагаемые на государственных и муниципальных служащих, прописаны в статье 12 закона.

Как мы недавно сообщали, россияне не верят в проводимую борьбу с коррупцией. Такие данные получили социологи аналитического центра Юрия Левады. Граждане считают, что воровства во власти меньше не становится, а влияние бюрократии не уменьшается. Каждый второй полагает, что борьба с коррупцией преследует иные, не называемые открыто цели. А именно - укрепить пошатнувшееся доверие к президенту и отвести от него обвинения в создании коррумпированного режима.

Напомним, наказание за взятки предусмотрено в статьях 290 и 291 УК РФ. Уголовная ответственность грозит как тому, кто берет взятку, так и тому, кто ее предлагает. По инициативе президента в УК РФ недавно внесены изменения, ужесточающие экономическую составляющую наказания. Упор сделан не на длительные сроки лишения свободы, а на многократно превышающие взятку взыскания в пользу государства. Посредничество в передаче взятки также наказывается штрафом или тюремным заключением.

Некоторое время назад Верховный Суд внёс изменения в своё постановление "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Судам дали более чёткие разъяснения, как квалифицировать действия мздоимцев в зависимости от обстоятельств. В частности, строгость наказания будет зависеть от того, выходит ли чиновник за рамки своих полномочий или только исполняет за дополнительную плату то, что и без неё обязан делать.

Добавим, запретам на дарение посвящена статья 575 Гражданского кодекса. В частности, она не допускает дарение лицам, замещающим государственные должности РФ и субъектов Федерации, муниципальные должности, служащим Банка России в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей. Действие этой нормы не распространяется на подарки стоимостью до трех тысяч рублей.

Запрет также не касается дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки стоимостью более 3 тысяч признаются федеральной, региональной или муниципальной собственностью. Чиновник обязан передать их по акту в орган, в котором он замещает должность.

 Новости Петербургского правового портала