Торговая площадка   Каталог компаний   Аналитика   Технологии и оборудование   Инвестиционные проекты 
Журнал "Срециальная техника и оборудование" Подписка на издание | Регистрация на сайте | Анекдоты о бизнесе

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 92
Пользователей: 154

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости

Первый новый серийный самолет Бе-200ЧС, построенный в Таганроге, передан в МЧС России

Первый новый серийный самолет Бе-200ЧС, построенный в Таганроге (из тех шести, решение о строительстве которых было принято Правительством РФ после катастрофических лесных пожаров 2010 года), 12 января 2017 года был передан в МЧС России. Об этом сообщает ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" (ссылка).

История самолета Бе-200 началась почти три десятилетия назад. 8 декабря 1990 года Совет министров СССР принял постановление № 1254 "О создании самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров", в котором, в частности, говорилось: "В целях повышения эффективности охраны и защиты лесов от пожаров Совет Министров СССР постановляет: 1. Принять предложение Министерства авиационной промышленности СССР, Министерства гражданской авиации СССР, Государственного комитета СССР по лесу о создании по техническому заданию Министерства гражданской авиации СССР, согласованному с Министерством авиационной промышленности СССР и Государственным комитетом СССР по лесу, самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров, с основными техническими данными согласно Приложению № 1" (в приложении приводились технические данные, которым как раз и соответствует созданный впоследствии самолет Бе-200). Работа по созданию первых четырех самолетов должна была быть выполнена до 1995 года на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г.М. Бериева в кооперации с Иркутским авиационным производственным объединением.

Этим же постановлением на ЛенНИИЛХ (ныне СПбНИИЛХ) и на производственное объединение "Авиалесоохрана" возлагались обязанности по разработке технологии тушения лесных пожаров с самолета-амфибии А-200, методики обследования и подготовки водоемов для эксплуатации этих самолетов, оборудования и аппаратуры для обустройства лесопожарного испытательного полигона.

Таким образом, самолет Бе-200 (исходно - А-200) с самого начала создавался именно для целей тушения лесных пожаров, при участии Госкомлеса СССР, Авиалесоохраны и ЛенНИИЛХа. Самолет был создан в соответствии с первоначальным замыслом. В реальности первый самолет был создан не в 1995 году, как предполагалось первоначально, а в 1998 - что, с учетом бурного начала 90-х, можно считать не очень существенной задержкой.

Самолет получился вполне приличным и современным, и остается таковым даже по прошествии почти двадцати лет после первого полета. Главная проблема в его использовании для тушения лесных пожаров связана не с какими бы то ни было принципиальными недостатками самого самолета, а с организацией его использования на тушении лесных пожаров.

Самолеты-танкеры являются не главным, а вспомогательным средством тушения лесных пожаров. Сбросы воды с самолетов-танкеров позволяют притушивать кромку пожара на наиболее критических направлениях, замедлять ее продвижение, и тем самым дают возможность наземным силам эффективнее и безопаснее тушить пожар. Но для этого должны выполняться два условия: во-первых, эти самые наземные силы, способные к эффективной профессиональной работе, на пожаре должны быть, и во-вторых, должно быть налажено полноценое оперативное взаимодействие между экипажами самолетов-танкеров и теми, кто работает на земле.

К сожалению, в нынешней российской действительности ни одно из этих условий в полной мере не выполняется. Лесной кодекс РФ 2006 года практически полностью уничтожил механизмы самофинансирования лесного хозяйства, а на полноценное финансирование его из бюджета у страны не хватило денег - в результате тушить большинство пожаров в многолесных и сильно горящих по природным условиям регионах страны стало практически некому. МЧС, в чьем распоряжении находится большинство самолетов-танкеров, оказалось неспособным к эффективному взаимодействию с профессиональными подразделениями лесных пожарных. В результате работа самолетов-танкеров Бе-200 (а также Ил-76) на тушении лесных пожаров оказалась в подавляющем большинстве случаев неэффективной. Фактически основной функцией этих самолетов стала демонстрация населению - наприямую или через СМИ - что государство о нем (населении) не забыло, и что красивые героические меры по тушению пожаров принимаются.

Решение о строительстве шести новых самолетов Бе-200ЧС было принято Правительством РФ после катастрофических лесных пожаров 2010 года в Средней полосе Европейской России. Распоряжением от 26 мая 2011 г. № 902-р Правительство РФ одобрило "предложение МЧС России, согласованное с Минфином России и Минпромторгом России, о заключении долгосрочного государственного контракта на закупку 6 самолетов Бе-200ЧС для нужд МЧС России, имея в виду, что поставка этих самолетов осуществляется в 2014 году"; на это из бюджета были выделены 8,7 миллиардов рублей (это примерно в полтора раза больше годовых расходов федерального бюджета на борьбу с лесными пожарами). Однако, впоследствии в это распоряжение дважды вносились изменения, и в результате срок поставки заказанных самолетов (последних из них) был отодвинут на 2018 год.