Торговая площадка   Каталог компаний   Аналитика   Технологии и оборудование   Инвестиционные проекты 
Журнал "Срециальная техника и оборудование" Подписка на издание | Регистрация на сайте | Анекдоты о бизнесе

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 92
Пользователей: 154

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости

Проверка контрагентов: как добиться успеха в обжаловании невозврата НДС

Требования налоговой инспекции о проявлении должной осмотрительности к контрагентам не всегда бывают обоснованы. Иногда налоговики хотят больше, чем положено по закону. Более того, доказанные в суде факты нарушения законодательных норм одной из сторон сделки, не дают возможность признать факт приобретения товаров или услуг недействительным и отказать в возмещении налога. Мы расскажем о таких ситуациях и способах самозащиты.

Контрагенты-"однодневки" являются страшным сном для многих налогоплательщиков. Как говорится: вот так работаешь, платишь налоги, а потом — бац! И обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды со стороны ФНС. Налоговики очень не любят возмещать НДС, поэтому стараются найти всевозможные зацепки и поводы для отказа в вычете. Как же доказать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли, если дело о работе с такими недобросовестными контрагентами все же оказалось в суде? Оказывается, нужно просто знать тактику и стратегию противника, т.е. ФНС и умело использовать ее в свою пользу. Это означает, что для победы необходима профилактика. О ней и поговорим, а также о том, к каким результатам она приводит и сколько денег экономит.

Позиция ФНС по проявлению должной осмотрительности

Инспекции руководствуются критериями самостоятельной оценки рисков, утвержденными ведомственным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, а также позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Именно в этом документе были впервые закреплены основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения, которые до сих пор оцениваются судьями при рассмотрении таких дел. Значит, именно эти документы нужно внимательно изучить и составить собственный план для контроля за партнерами. Это необходимо для обеспечения максимальной безопасности ведения хозяйственной деятельности, а также отсутствия возможных претензий со стороны ФНС, а также для реальной победы в суде, в случае возникновения необоснованных претензий.

5 важных шагов для проверки контрагентов

Чтобы обеспечить себе безопасность, исключить вероятность отказов в возмещении НДС и увеличить шансы на выигрыш в суде, в случае обвинений со стороны налоговиков, необходимо соблюдать несложный алгоритм проверки всех своих контрагентов. Всего существует 5 обязательных шагов:

1. Запрос у потенциального контрагента до заключения момента заключения сделки копий таких документов:

 устава;

 свидетельства о государственной регистрации;

 свидетельства о постановке на налоговый учет;

 выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

 справки об отсутствии задолженности по налоговым платежам.

 Дата выдачи двух последних документов должна быть максимально приближена к дате их предоставления. Надо отметить, что наличие таких документов дает реальный шанс отстоять свою позицию в суде и это убедительно доказывает судебная практика. Кроме того, можно дополнительно запросить данные об имущественном положении контрагента, его штатной численности и составе основных средств, а также деловой репутации и опыте работы. Обычно, чем больше сведений запросил налогоплательщик, тем больше вероятность, что будет признано, что он все же проявил должную осмотрительность.

Если все эти факты будут должны образом проверены, то и суды придут к убеждению о должном соблюдении требований о проявлении осмотрительности при выборе бизнес-партнера. Как например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 или постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013.

2. Проверка потенциального бизнес-партнера с помощью специальных сервисов и на сайте ФНС

 Чтобы не полагаться только на ту информацию, которую предоставил сам контрагент, необходимо проверить ее достоверность в других источниках. Так, например, из ЕГРЮЛ можно получить необходимую информацию в режиме онлайн, в частности, для того, чтобы убедиться в том, что не были поданы документы для регистрации каких-либо изменений в учредительных документах или электронном адресе. Также следует удостовериться в том, что в Вестнике государственной регистрации не было опубликовано решение о ликвидации, реорганизации либо сокращении уставного капитала. Важно выяснить не входят ли в состав руководителей или учредителей организации дисквалифицированные лица, а также сверить данные руководства с реестром лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Одним из самых значимых моментов в проверке контрагентов является проверка юридического адреса на массовость и его совпадение (или нет) с фактическим. Правда, для победы в суде этот факт решающим является не всегда. Зачастую судьи указывают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Например, такие решения принял ФАС СЗО в постановлении от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, а также в постановлении от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007.

3. Проверка контрагента на участие в судебных тяжбах, процедуре банкротства и исполнительном производстве

 Участие потенциального контрагента в судебных разбирательствах может нанести существенный вред его финансовому состоянию, а значить стать причиной его неблагонадежности в глазах налоговиков. Чтобы убедиться в том, что организация не ведет судебных тяжб достаточно просмотреть картотеку арбитражных дел на специальном сайте в интернете. Там можно получить данные о сути спора и его актуальной стадии.

Кроме того, важно понимать, что бизнес-партнер не находится на пороге банкротства. Такая информация также доступна в публичном доступе. На сайте ФССП РФ можно получить данные о том, не открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство. Сведения можно получить как в отношение юридических лиц, так и об индивидуальных предпринимателях.

4. Запрос годовой финансовой отчетности потенциального контрагента

Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента можно, ведь она не является тайной и по нормам пункта 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) должна быть предоставлена для ознакомления заинтересованным лицам. Такие данные бесплатно предоставляет также Росстат на основании положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420 и приказа Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

5. Проверка полномочия лица, подписывающего договор

На необходимости такой проверки настаивают как раз суды. Поэтому, признания налогоплательщика добросовестным зачастую зависит именно от наличия всех документов о полномочиях данного лица. Об этом, в частности, сказано в постановлении ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011 и постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013. Особое внимание необходимо проявлять к ситуациям, когда руководитель уволился или умер, вскоре после подписания документов. В таком случае спасти налогоплательщика в суде сможет только сложившиеся до этого длительные хозяйственные отношения с данным контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010). Проверка срока полномочий руководителя бизнес-партнера также очень важна.

Очевидно, что позиции судов по поводу объема действий, которые должен совершить налогоплательщик для проверки добросовестности контрагента, существенно отличаются. Но в целом, очевидно, что чем полнее будет собранная информация, тем выше шанс на победу в суде в деле об отказе в вычете НДС. Хотя в сфере налоговых отношений, как и в остальном поле, действует презумпция невиновности, практика доказывает, что для получения положительного решения о должном проявлении добросовестности налогоплательщикам приходится самостоятельно доказывать свою правоту. Обычно, один только признак недобросовестности контрагента, все же, не является достаточным условием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной, однако совокупность с другими обстоятельствами может оказаться решающей.

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную. Базово стоить получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.